вторник, 24 июня 2008 г.

Кумарила употребляет этот термин в значении фантазии'

Кумарила употребляет этот термин в значении фантазии'. Буддисты-реалисты в значении знания неуверенного'. Первые буддисты-идеалисты (так называемые последователи предания) обозначают им ложное, иллюзорное знание', причем, однако, все эмпирическое знание у них считается ложным. Наконец, Дигнага придает ему смысл мышления в ясных и раздельных представлениях. Во всех предшествующих учениях термин этот в большей или меньшей степени противополагается правильному познанию (pramana); у Дигнаги и Дхармакирти он, наоборот, обозначает один из источников правильного познания. Наши ясные и раздельные представления, однако как увидим в дальнейшем, по учению тех же философов, имеют лишь субъективное значение и не содержат в себе знания об истинно-сущем, и потому с этой точки зрения kalpana как мышление, близко подходит к тому 228 значению, которое имел этот термин у древних йогачаров. Ясные и раздельные представления вовсе не дают нам знания об истинной сущности бытия, и с этой, так сказать внсопьпной. точки зрения, они являются воображаемыми. Объект мышления (vikalpavisaya) или та форма объекта, в которой он нами познается, есть форма, которая ему придана в ясном и раздельном представлении (niccayarudharupa), и она есть воображаемая форма (samaropitarh rupam). воображаемая, конечно, с точки зрения абсолютной реальности (NBT на II. 27). Таким образом, Дигнага не придал термину kalpana 'мышление' значение совершенно новое или противоположное тому, какое этот термин имел раньше. Он сохранил у него значение 'воображения', но, так как все опытное знание, оказывается, по учению его, не реальным в абсолютном смысле, а воображаемым, то значение 'воображения' у него слилось со значением 'мышления' и 'ясного и раздельного представления'. Из этого ясно, что противоположение чувственного познания мышлению имеет у буддистов иной характер, чем во всей западной философии до Канта. Разница между обоими источниками не состоит в степени ясности представлений, она имеет не логический характер, а генетический. Оборудование

Комментариев нет: